Схема-терапия — это психологическое направление, который было разработано Jeffry Young, как модификация когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Схема-терапию наряду с рядом других подходов относят к так называемой «Третьей Волне» в КПТ.
Схема-терапия – подход, совмещающий в рамках одной теоретической модели когнитивно-поведенческий, психодинамический, гештальт-подход и теорию привязанности.
Схема-терапия — это психотерапия характера, тех его особенностей, которые причиняют людям боль, разрушают их отношения с другими и мешают им жить осмысленной, приносящей удовлетворение жизнью.
Понятие «схема» активно используется в рамках когнитивной психологии – разделе психологии, изучающем как устроены наше восприятие и мышление.
Схемы – это убеждения и чувствования о себе, других и мире, в которые люди верят автоматически, «интуитивно», не задавая вопросов.
Мы воспринимаем мир сквозь призму наших схем и в этом нет ничего патологического. Это обычный, свойственный любому человеку способ организации своего опыта. Без схем мы тратили бы слишком много времени на понимание того, что происходит вокруг и что с этим делать.
Проблемы возникают тогда, когда схемы:
- возникли на основе болезненного опыта , поэтому приводят к переживанию или ожиданию боли и негативных эмоций;
- ригидны, то есть не меняются под влиянием реального опыта, каким бы позитивным он не был;
- провоцируют мгновенное, мало осознанное и, как правило, неадаптивное поведение.
В результате, действие таких схем не помогает, а мешает нам жить. Снова и снова мы наступаем на одни и те же грабли, даже если изо всех сил пытаемся их избежать.
- Случалось ли с вами, что вроде бы незначительное событие сильно и надолго портило вам настроение?
- Замечали ли вы, что в некоторых похожих ситуациях ведете себя совсем не так, как хотели бы, и как стоило бы себя вести? И это повторяется раз за разом, и вы ничего не можете с этим поделать?
- Может быть, вы хотите близких и доверительных отношений и много делаете для этого, а все время получается что-то совсем-совсем другое?
- Вы много работаете и кое-чего достигли, вас уважают, но сами вы не чувствуете свою ценность и кажетесь себе обманщиком?
- Возможно, вы заметили, что склонны ждать от мира и других людей плохого? И даже если оно не происходит, вы все равно продолжаете этого ждать?
Это только примеры. Но если на какой-то из этих вопросов вы ответили «да», теперь вы на собственном примере знаете, как нам мешают жить такие схемы. Они вызывают сильные негативные чувства, склоняют к мрачным мыслям о себе, других и мире, под их влиянием у нас не получается заботиться о своих потребностях и достигать желаемого.
Такие схемы Янг назвал Ранними Дезадаптивными Схемами. Он предположил, что они возникают в раннем детстве, когда базовые потребности ребенка не удовлетворяются, либо удовлетворятся несоответствующим образом. Найденное в детстве средство справляться с болью в таких ситуациях, взрослый продолжает использовать автоматически, часто даже не замечая этого. Или, заметив, зачастую мало что может изменить.
В схема-терапии обычно выделяют пять категорий базовых эмоциональных потребностей человека, которые являются особо важными в детстве:
1. Привязанность и безопасность.
2. Независимость, компетенция и идентичность.
3. Свобода выражать, выражать свои важные потребности и чувства.
4. Спонтанность, веселье и игра.
5. Реалистичные границы, самодисциплина и самоконтроль.
Джеффри Янг выделил 18 Ранних Дезадаптивных Схем, разделив их на группы, в зависимости от базовой неудовлетворенной потребности.
Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство).
Если эта потребность постоянно не удовлетворяется в детстве, могут возникнуть следующие схемы: 1) Брошенность, 2) Недоверие/Жестокое обращение, 3) Эмоциональная депривация, 4) Дефективность, 5) Социальная изоляция.
Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности.
Неудовлетворению этих потребностей соответствуют схемы: 6) Несостоятельности, 7) Уязвимости к ущербу, 8) Неразвитого Я, 9) Обреченности на неудачу.
Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды.
Ей соответствуют схемы: 10) Подчинения, 11) Самопожертвования, 12) Поиска одобрения.
Потребность в спонтанности и игре.
Возникают схемы 13) Негативизма, 14) Подавления эмоций, 15) Наказания, 16) Жестких стандартов.
Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю.
Схемы: 17)грандиозности, 18)недостаточности самоконтроля.
Схемы развиваются в детстве через взаимодействие между врожденным темпераментом ребенка и детским опытом отношений с родителями, братьями (сестрами) или сверстниками.
Поскольку они формируются в начале жизни, схемы становятся знакомыми и, таким образом, удобными. Мы искажаем наш взгляд на события в нашей жизни, чтобы сохранить действительность наших схем. Схемы могут оставаться в спящем виде, пока они не активируются ситуациями, имеющими отношение к этой конкретной схеме (триггерами).
Впоследствии схема не позволяет базовым эмоциональным потребностям удовлетворяться во взрослом возрасте. Например, ребенок, чья потребность в безопасных отношениях не удовлетворилась его родителями, может много лет в будущем жить без безопасных отношений, как ответ на отсутствие удовлетворения этой потребности раньше, и это может продолжаться в течение всей жизни.
Это может сначала казаться интуитивно-противоположным, но психотерапия и психология определяют это как «навязчивое повторение». Мы воспроизводим в нашем взрослой жизни недостатки раннего детства, потому что мы чувствуем себя «более комфортно» с этими схемами, даже осознавая, что они не служат нам как адаптивные, зрелые. В этом лежит наш внутриличностный конфликт.
Схемы — это чрезвычайно стабильные и устойчивые паттерны, состоящие из воспоминаний, телесных ощущений, эмоций и чувств. После активации схемы часто возникают интенсивные эмоции, и они, как правило, могут лежать в основе долговременных трудностей, с которыми, по нашему мнению, мы боремся.
Одна из причин, почему схемы трудно менять, — это то, что они не подчиняются логике, а хранятся в эмоциональной части мозга, которая называется мозжечковой, в отличие от частей мозга, которые легко поддаются логическому анализу (куда, например, может нацеливаться «классическая» КПТ).
Хотя схема-терапия использует много процедур КПТ подхода, она также более глубоко проникает в ранний жизненный опыт, используя эмоциональные и межличностные техники, что способствует повышению эффективности в сессиях и имеет более глубокий эффект.
В результате активации схем мы реагируем на них при помощи так называемых режимов (частей нашей личности). Режимы определяются как эмоциональные состояния и способы преодоления жизненных ситуаций. Выделяют следующие режимы:
Детские режимы
Уязвимый ребенок, Сердитый ребенок, Импульсивный ребенок)
Дисфункциональные критикующие (родительские) режимы
Требовательный критик; Наказывающий критик; Внушающий вину/стыд критик
Дисфункциональные копинги (стратегии поведения)
Капитуляция ( замри); Избегание (беги); Гиперкомпенсация (бей)
Здоровые режимы
Счастливый ребенок; Здоровый (мудрый) взрослый; Хороший (добрый) родитель
Схема-терапия направлена на укрепление здоровых режимов и умение справляться с дисфункциональными режимами, уменьшать их влияние на нашу жизнь.