Режимы — так в схематерапии названы состояния человека, которые можно наблюдать, когда он реагирует на собственное негативное убеждение (или их совокупность — схему). В других подходах режимы могут называть субличностями или частями личности.
Расскажу о том, какие существуют режимы в нашей внутренней команде и что делает каждый из них.
«Превосходно, если мы сами в состоянии управлять собой».
Марк Туллий Цицерон
Детские режимы — это эмоциональная реакция, то состояние, которое возникало у ребёнка, когда его потребности не удовлетворялись.
Режим Уязвимого Ребенка проявляется в базовых эмоциях: печаль, страх, грусть. Это состояние, когда мы ощущаем себя брошенными, одинокими, ненужными, нелюбимыми.
Эмоции гнева, отвращения — это проявление режимов Сердитого или Недисциплинированного Ребёнка, который также проявляется в ответ на неудовлетворение важных потребностей.
Критикующие режимы — их ещё иногда называют родительскими. Хотя фактически туда включаются все наши жизненные правила, установки, убеждения, которые мы когда-либо слышали или уяснили для себя из жизненных ситуаций.
Выделяют обычно два: Требовательный Критик и Карающий Критик, иногда как отдельный вид добавляют Обвиняющего Критика. Это те самые самоуничижающие мысли у нас в голове, которые приводят нас в состояние Уязвимого Ребенка.
Дисфункциональные копинговые режимы помогают защищать уязвимую детскую часть личности от неприятных эмоций в текущем моменте, но к сожалению, никак не помогают удовлетворить эмоциональные потребности. Их три: капитуляция, избегание и гиперкомпенсация.
Капитуляция (соответствует стратегии поведения «подчиняйся») — полное подчинение негативным установкам, вера в них.
Избегание — может проявляться в двух вариантах: «замри» (попытка игнорировать, отстраниться от чувств и мыслей ) и «беги» (активно избегать их с помощью любых подходящих средств). Здесь работает трудоголизм, переедание, злоупотребление алкоголем, игромания и т.д.
Гиперкомпенсация — когда мы пытаемся контролировать, заставить, добиться, потребовать любыми способами. Например, доказать кому-то собственную ценность, заставить подчиняться, нарушать личные границы, требовать внимания без учета возможностей других людей, проверять телефоны и соцсети супруга или детей и т.д.
Существуют и здоровые режимы. Это Здоровый Взрослый (включает в себя режим Хорошего Родителя) — та часть личности, которая поддерживает, утешает, договаривается, идет на компромисс, уважает себя и других, защищает личные границы, решает проблемы, обращается за помощью при необходимости.
Здоровый Взрослый отвечает за все взрослые сферы жизни: работа, ответственность, родительство и за взрослые удовольствия: секс, спорт, забота о здоровье, культурные и эстетические интересы.
Здоровый детский режим Счастливый Ребенок — состояние, когда эмоциональные потребности удовлетворены: радость, покой, удовольствие, веселье, умение смеяться и шутить.
Понимание того, в каком состоянии мы находимся, что нами движет, действуем ли мы из «взрослого» режима или включилось «детское» состояние помогает научиться управлять собой, замечать свои истинные эмоциональные потребности и научиться удовлетворять их здоровым образом.
Возможно, вам будет полезен: Дневник самоценности